Исследовательская деятельность

1.ВВЕДЕНИЕ
Иметь красивые зубы-значит иметь красивую улыбку.
Иметь красивую улыбку-значит быть здоровым.
Быть здоровым-значит быть счастливым.
Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Кроме этого зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоянии организма.
Цели нашей работы:
1. Выявить воздействие зубной пасты на зубную эмаль.
2. Определить необходимость регулярности чистить зубы каждый раз после приема пищи.
Задачи:
1.Познакомить со строением зуба.
2.Ознакомить с причинами,способствующими возникновению и развитию кариеса.
3.Провести эксперимент для определения воздействования зубной пасты на эмаль.
4.провести анализ результатов наблюдения.
5.Провести анкетирование и обработать статистические данные.
6.Сделать выводы.

Гипотеза:
Мы предполагаем, что если чистить зубы регулярно,то зубы будут здоровыми и красивыми.
Методы:1.Наблюдение.2.Эксперимент(приложение1.).3.Опрос учащихся(приложение 2).4Экскурсия к стоматологу.(приложение 3)
1.1В толковом словаре С.И.Ожегова написано:
« ЗУБ – костное образование во рту для откусывания и разжёвывания пищи». (С.И.Ожегов, 2003)
Зубы принимают активное участие в основных жизненных функциях организма : питании, дыхании и формировании звуков.
1.2Строение зубов.
• Основную массу зуба составляет дентин – вещество похожее на кость, но более твердое.
• Дентин – первичная ткань зуба. Видимая часть зуба называется коронкой. Она покрыта эмалью.
• Эмаль – самое твердое вещество и состоит из кальция.
• Скрытая часть зуба называется корнем
1.3 Болезни зубов
Зубы подвержены различным заболеваниям. Одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес.
Зубной кариес –заболевание твердых тканей зубов. Сначала разрушается наружный слой При этом образуется – «дырка». И возникает зубная боль.
1.4Лечение зубного кариеса
При лечении кариеса сначала удаляют поврежденную зубную ткань. Затем зуб подготавливают к восстановлению формы и функции. Зуб пломбируют.
1.5Как правильно чистить зубы?
Чистка проводится по трем направлениям: сначала снаружи, затем изнутри и в заключение по жевательной поверхности зубов.
Язык тоже необходимо чистить. Всё дело в том, что на языке есть большое количество выступающих сосочков, под которыми «прячутся» бактерии и пищевые остатки. Они могут быть источниками инфекции и плохого запаха. Поэтому не забывайте почистить язык!
Для предотвращения кариеса и пародонтита необходимо раз в день прочищать промежутки между зубами. Для этого используют зубную нить – флосс.
1.6Влияние продуктов питания на наши зубы
Как влияет пища на наши зубы?
Ежедневно мы употребляем в пищу самые разнообразные продукты, и редко задумываемся над тем, насколько полезно или вредно это для наших зубов. Дело в том, что некоторые продукты не просто бесполезны, но и даже вредны для зубов, они разрушают эмаль и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно следить за тем, что мы едим, и укреплять зубы, употребляя молочные продукты, ведь в них содержится кальций, влияющий на состояние зубов.
2.Заключение.
Мы считаем: наше поколение очень мало знает о том, как ухаживать за зубами и о влиянии продуктов питания на зубы.
Мы осознаем масштабы любой проблемы только тогда, когда попадаем в наихудшую ситуацию.
3.Выводы:
Наша гипотеза подтвердилась, и мы сделали вывод:
-После еды на зубах образуется налет,в котором размножаются микробы,это приводит к кариесу.
-Чистка зубов после приема пищи предотвращает  появление кариеса.
-Зубная паста оказывает укрепляющее воздействие на зубную эмаль,помогая предотвратить ее разрушение.
-необходимо чистить зубы каждый раз после еды.
Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо есть продукты, содержащие кальций и фтор, постоянно следить за состоянием своих зубов, посещать стоматолога не реже двух раз в году,чистить регулярно зубы после приема пищи.
4.Обзор литературы:
1. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», Москва, 2003 г., 895 с.
2.Большая детская энциклопедия. 
3. Интернет-ресурсы.



                                                                5.Приложение 1.Эксперимент.
Мы провели следующий эксперимент. Взяли куриное яйцо, так как состав куриной скорлупы сходен с составом наших зубов, только наши зубы намного твёрже. Ещё мы взяли уксусную кислоту, так как после приёма пищи (особенно сладостей) во рту образуется кислота, конечно, не такой консистенции. Затем мы поместили яйцо в стакан, залили уксусной кислотой и оставили на 30 минут. После чего мы заметили, что скорлупа стала мягкой, она потрескалась, и яйцо разрущилось. Также происходит и с нашими зубами, но не с такой скоростью, а намного медленнее. Мы решили, что нужно следить за состоянием наших зубов и за тем, что мы едим.



Приложение 2.Экскурсия к стоматологу.
Наш класс посетил стоматолога. Врач провёл с нами беседу и рассказала о том, что в последнее время часто рекламируются зубные пасты для всей семьи. Наш выбор должен зависеть не от рекламы, а от советов стоматолога, состояния зубов и даже от местности проживания. Мы узнали, что нужно покупать зубную пасту, содержащую фтор и кальций и зубные щётки средней жёсткости. Менять щётку надо через 2 месяца.
Врач провёл осмотр и оказалось, что у некоторых ребят был кариес. Стоматолог посоветовала им посетить стоматолога как можно быстрее.


Приложение 3.Опрос учащихся
При подготовке материала, нами был проведен опрос учащихся.
Задано несколько вопросов:
1. Что является злейшим врагом зубов? Ответы были очень разнообразными – сладкое, карамель, холодное, горячее,
2. Почему возникает кариес? Ответ был таким –Некачественно чистим зубы, не прополаскиваем рот после еды.
3. Чем, кроме зубной щетки, можно чистить зубы? Ответы – зубной нитью и даже зубочисткой
4. Какой зубной пастой Вы пользуетесь? Было перечислено большое количество видов зубных паст: «Блендамед», «Колгейт», «Дракоша»
5. Как часто надо менять зубную щётку? Ответ: 1 раз в 2 месяца
6. Нужно ли посещать стоматолога, если не болят зубы? Ответ: да, нужно
7. Обращались ли вы к стоматологу по поводу больных зубов? Ответ: да, обращались
8. Как часто вы посещаете стоматолога?
- чаще, чем 1 раз в год –
- 1 раз в год –
- реже, чем 1 раз в год –
- не был ни разу –

Приложение 4.
ПРАВИЛА ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ
1.  ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НАДО 2 РАЗА В ДЕНЬ
2. ПОЛОСКАТЬ РОТ ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИЕМА ПИЩИ
3. НЕОБХОДИМО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ
4. НЕЛЬЗЯ ЗУБАМИ РАСКУСЫВАТЬ ТВЕРДЫЕ ПРЕДМЕТЫ
5. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОСЕЩАТЬ СТОМАТОЛОГА

 2 РАЗА В ГОД




                       
Исследовательская работа
«Что надо делать чтобы сохранить хорошее зрение!»






                                                                                                              



                                                                                                                                                           

                                        I.Актуальность выбора темы.
  Однажды мы смотрели передачу о здоровье «О самом главном», где  говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
  Придя в школу, мы поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Татьяна Петровна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Мы обратили внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках. По данным медицины и охраны здоровья детей и подростков – 80% российских детей и юношества имеют отклонения зрения от нормы. Появилась необходимость более подробно рассмотреть  данный вопрос. Таким образом, наше исследование актуально и призывает задуматься над обозначенной проблемой.                                                                                                                                                                               

II.Цель нашего исследования: познакомиться со способами сохранения зрения.                                                             

III.Задачи:
- проанализировать данные обследования учащихся 3 класса «Новодворской средней школы»;                                    
 - выявить причины, влияющие на ухудшение зрения учащихся;                                                                   - на основе полученных данных составить план мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
 IV.Объект исследования: глаза как органы зрения.

V.Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

VI.Участники: учащиеся   3 класса  «Новодворской средней школы»;                                    

VII.Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

VIII.Методы исследования:
- сбор информации,                                                                                                                                   - анализ собранных данных,                                                                                    
-наблюдение,                                                                                                                                            - сравнение,                                                                                                                                             - обобщение.
IX. План исследования.
1.Подбор материала.                                                           
2. Социологическое исследование.                                                                                                   
3. Проведение  опытов по выявлению некоторых функций глаза.                                                                                                  
4.Изучение причин ухудшения зрения.                                                                                 5.Составление правил бережного отношения к зрению.                                            
 6.Составление буклетов.                                                                                                                7.Оформление презентации.                   
8.Отчет.
X. Пути решения проблемы.
               Итак, отчего же снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть  данный вопрос.                                            
                                        Социологическое исследование.                                                                                                                                                                                         
Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса.
На основе полученных результатов мы с  Татьяной Петровной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

Разберемся вместе, дети: 
Для чего глаза на свете?  
Почему у всех у нас 
На лице есть пара глаз?

Глаза у Вари — карие, 
У Васи с Верой — серые, 
У маленькой Аленки 
Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза? 
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой, 
Посиди совсем немножко — 
Сразу сделалось темно:  
Где кроватка, где окно? 
Странно, скучно и обидно — 
Ничего вокруг не видно.

И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.

Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Наталия Орлова






Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств.                                                                                   У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Мы поподробнее познакомились с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и  из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

                                                    1.Строение глаза
             Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит?  Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.






2.Проведение  опытов по выявлению некоторых функций глаза.

             Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Нам захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками. 

Опыт № 1:
            Я посадила на стул своего  младшего брата Дениса, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются. Делаем вывод: зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.


Опыт № 2:
            Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к правому глазу. Подняла левую руку и держала ее перед левым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу,  не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения,  поэтому,  получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.


3.Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но нам хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Мы отправились за помощью к нашему детскому врачу .


            Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 3 класса. В первом классе (сентябрь 2013г.) 21 ученик из 25 имели хорошее зрение и 4 человека имели нарушение  зрения. В третьем классе (сентябрь 2015 г.) уже только 19 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 6 человек. (Приложение 1)
Результаты проверки зрения

Количество детей
1 класс
начало учебного года
(сентябрь 2013г.)
3 класс
начало учебного года
(сентябрь 2015 г.)
норма
зрения
нарушение
зрения
норма
зрения
нарушение
зрения
20учеников

20


20


18


2



            Далее Татьяна Петровна подробно ответила на наши вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).


XII.Пути выхода из этой проблемы
            Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать  правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

Правила бережного отношения к зрению
1.      Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул,  соответствующие росту ребенка.
2.      При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.
3.      Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.
4.      Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.
5.      Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.
6.      Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.
7.      Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.
8.      Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.
            Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила детский врач.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы.  Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
1.      Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.
2.      Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

3.      Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.
4.      На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.
                         
XIII. Результаты исследования.
            Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Нам очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить  и укрепить свое зрение на долгие годы.  Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
XIV. Итоги исследования.
                Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуаций может быть снята только тогда, когда  данная проблема будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей, учеников, общества. В заключении хотелось бы процитировать М. Горького «Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение:  это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

ГУО «Новодворская средняя школа
Минского района»









Исследовательская работа по теме:

«Правильная осанка –  это наше    здоровье»








Автор работы:
ученица 3 класса
Сачкевич Дарья.
Руководитель:
учитель  начальных классов
Примак Татьяна Петровна.







г.Минск
2015 год


I. Введение.
        
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.

Тема: «Правильная осанка –  это наше    здоровье».

Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников.Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.

Проблема: проблема правильной осанки  у учащихся,  стоит на первом месте  в нашем  классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.

Объект исследования: учащиеся 3 класса ГУО «Новодворская средняяшкола Минского района», у которых определяли медицинские аспекты осанки.

Цель:Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.

Задачи исследования.
1.Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2.Ознакомиться с нормативами СанПин  «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
3.Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.
4.Найти рекомендации и советы ученикам и родителям  нашего класса для сохранения осанки.

Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то можно избежать искривлений позвоночника.

Методы исследования:
Наблюдение, сбор информации из книг, анализ, опрос, эксперимент.


II. Основная часть.
Что такое осанка? Значение осанки.
Значение осанки особенно у нас - у детей - велико, так как в этот период идет рост и формирование нашего скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.
Так, что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой?
Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
·        Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;
·        Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;
·        Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;
·        Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.
        Для того  чтобы ответить на поставленный  вопрос,  я отправилась в библиотеку.Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.
       Открываю толковый словарь С.И. Ожегова.  Узнаю, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общностьприемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличиеи красоту. Осаниться, приниматьосанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.
 В Толковом словаре живого великорусского языка  В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил  русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
В словаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру.Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.
А в Современном Толковом словаре Ефремовой, осанка – манера держаться.
Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.
Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние перед болезнью. При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника?
        
Чтобы определить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать спиной к ровной стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если проходит кулак или не проходит ладонь – есть искривление.
Основные проблемы с осанкой.
             Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух). Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.
На всё есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца  с учебниками у учеников начальной школы превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его.
Для того чтобы сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблемунужно учитывать ежедневно тяжесть поклажи за спиной.
Одной из главных причин от чего зависит правильная осанка – это соответствие столов и стульев росту ребёнка.Государственным стандартом Белоруси, утверждены размеры ученических  столов и стульев.
  
III. Исследования состояния осанки.
Микроисследование №1.
«Сбор данных о состоянии осанки учеников 3класса.»
На первом этапе моих исследований я узнала о состоянии двигательной системы, в частности, об осанке, ребят моего класса.  Узнала, что 90 % учащихся  имеют нарушение осанки.

Выявление причин нарушения осанки у школьников.
Микроисследование №2.
«Соответствие школьной мебели нормам СанПина»

Качество школьной мебели значительно влияет не только на работоспособность, поведение детей на уроках, но на состояние здоровья. Несоблюдение гигиенических к школьной мебели способствует развитию отклонений в растущем организме.
За нашим классом закреплен кабинет, поэтому мебель я изучала в нем.
У нас имеется норма по столам и стульям в различных возрастных группах:
Результаты измерений столов и стульев в кабинете:
Столы –высота: 62см и 71см.
Стулья – высота: 26см и 32см.
Если мы сравним полученные результаты, то окажется, что мебель  в нашем классе подходит.


Микроисследование №3.
«Наблюдение за посадкой учеников на первом и последнем уроках»

Найдем другие причины для нарушений. Я изучила посадку одноклассников во время уроков и заметила, что не все ребята сидят правильно.   Как выглядит ученик, сидящий за партой правильно все уже забыли, но я вам напомню: нужно сидеть прямо, опираясь на спинку стула и занимая его весь, стопы ног должны полностью опираться на пол, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки лежат на столе и согнуты в локтях. Но, не все дети  это правило   выполняют, и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.

Первый урок
Последний урок
Правильно
сидят
15
7
Неправильно
сидят
5
13

Вывод : к концу дня 13 человек сидят неправильно, как им удобно. Это показатель того, что у этих детей слабо развиты мышцы спины и шеи, поэтому они быстро устают.
  
Микроисследование №4.
«Проверяем соответствие гигиеническим нормам вес портфеля»
Что лучше? Сумка, портфель, рюкзак или ранец.
Посмотрим на примере нашего класса, какие сумки носят школьники.
Выяснила, в чём носят учебники ученики моего класса.
Рюкзак –2человек
Ранец – 17 человека
Сумка – 1 человека
Получается, что некоторые ученики выбирают не для здоровья, а для красоты. Выбирая сумки с неравномерным распределением массы, мы рискуем «получить» себе искривление позвоночника.
Провела  рейд «Что лежит в твоём портфеле?
Все дети активно участвовали в работе, взвешивали портфели, выкладывали лишнее.
Измерила  вес пустого портфеля. Самый  легкий (сумка) – 400 граммов. Самый тяжёлый (ранец) – 1 кг.
Взвесила портфель с учебниками по расписанию. Самый тяжёлый ранец – 4 кг 700г. Самый лёгкий ранец – 1 кг 300 г.
Средний вес пустого ранца – 700 г. Вес ранца со школьными принадлежностями должен составлять  не более2 кг.
В нашем классе 6 правильных ранцев. У 6 человек моего класса вес рюкзака, соответствует норме, но выявлены функциональные изменения позвоночника.
Вывод: в ранцах и рюкзаках лежит много лишних вещей, не предназначенных для учебной деятельности, ранцы тяжеловесы могут стать причиной заболеваний опорно – двигательной системы .
Тяжёлые ранцы – это не единичная причина нарушения осанки. Есть и другие.

Микроисследование №5.
«Проверка двигательной активности детей в школе»
По расписанию в нашем классе проводится 3 урока физкультуры и  11      учащихся нашего класса регулярно посещают спортивные секции. На уроках учитель проводит физкультминутки и упражнения,  для укрепления мышц спины и шеи.
Микроисследование №6.
«Тестовый опрос : проверка стойких навыков правильной посадки»
1)    Знаешь ли ты, как правильно сидеть за партой?
Да – 20 человек
Нет – 0 человек
2)    Правильно ли ты сидишь за партой?
Да – 16 человек
Нет – 4 человек
3)    Выполняешь ли ты упражнения для формирования правильной осанки?
Дома – 2 человек
В школе – 10 человек
4)    Следишь ли ты за посадкой при просмотре телевизора, у компьютера?
Да – 2 человек
           Нет – 18 человек
Вывод: опрос показал, что все учащиеся знают, как правильно сидеть за партой, но выполняют их не всегда.У учащихся не выработаны стойкие навыки правильной посадкой.
IV. Выводы.
Мои исследования не подтвердили выдвинутую гипотезу. Для того,чтобы выработать стойкие навыки правильной осанки, надо не только правильно сидеть за партой в школе, но укреплять мышцы спины специальными упражнениями. Контролировать вес ранца. Помнить о гигиенических правилах просмотра телевизора. Обращать внимание на размеры мебели дома, где выполняешь уроки.
Способы решения проблемы.
1.Основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника.
Поэтому я с помощью учителя физкультуры и классного руководителя разработала:
·        Примерный комплекс домашних упражнений для утренней зарядки  для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет (Приложение 2)
·        Примерный комплексы упражнений (на каждый учебный день) для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет (Приложение 3)
2.Создала презентацию в помощь учителю и ученикам для более прочного  усвоения  этой сложной и нужной темы: «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ». (Приложение на диске)
3.Создала рекомендации и советы ученикам и родителям  нашего класса для сохранения осанки «Красивая осанка - признак успешности».(Приложение 4)

Примерный комплекс домашних упражнений.
1 упражнение.И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад на носок.
 Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить упражнение, отставив назад правую ногу.
2 упражнение. И.п.:  середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч. Туловище наклонено вперед.
Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 8-20 раз.
3 упражнение. И.п.: выпад правой ногой вперед, руки – вперед. В руках – концы слегка растянутого резинового шнура (бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.
Выполнение. Согнуть руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде левой ногой вперед.
4 упражнение. И.п.: лечь на пол грудью вниз и упереться руками в пол под плечевыми суставами.
 Выполнение. Выпрямить руки («отжаться» от пола), приподнимая над полом только туловище (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-20 раз.
5 упражнение. И.п.:  лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.       
Выполнение. Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное, без задержки. Повторить 6-10 раз.
6 упражнение. И.п.:  стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить.
Выполнение. Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.
7 упражнение. И.п.: встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют.
Выполнение. Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, то же повторить на левой ноге. Дыхание свободное, без задержки.
Облегчение. Во время приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.
8 упражнение. И.п.: руки на поясе.
Выполнение. Сделать 20-30 подскоков на носках; ноги то вместе, то врозь. Когда ноги врозь, поднимать руки в стороны, ноги вместе – руки на пояс. Дыхание свободное, ритмичное.

Комплекс упражнений "Полет к звезде"
1 группа – фиксирование позвоночника в правильном положении
1 упражнение – «Тренировка к полету»
И.п. Встать друг к другу спиной, соприкоснуться лопатками и пятками. Раз – два, руки в стороны, вверх. Три – четыре, руки в стороны и вниз. (3-4 раза).
2 упражнение – «Вверх, к звездам»
Раз – два, встать на носочки, руки вытянуть вверх. Три – четыре, и.п.(3-4 раза)
3 упражнение – «Работа двигателя»
И.п. Встать друг к другу спиной, вытянуть руки в стороны и сомкнуть пальцы в замок. Раз – два, три – четыре, вращательные движения руками.
2 группа – формирование правильной осанки
1 упражнение – «Подготовка экрана»
И.п. Встать лицом друг к другу, соприкоснуться ладонями.
Раз – два, круговые движения вправо, три – четыре, влево.
Раз – два – три – четыре, полные круговые движения, сначала вправо, затем влево. (3-4 раза)
2 упражнение – «Напилим дрова»
Раз – два – три – четыре, движения руками вперед и назад. (3-4 раза)
3 упражнение – «Космические велосипеды»
Раз – два – три – четыре, движения руками по кругу с сопротивлением. (3-4 раза)
4 упражнение – «Игра в мяч на полянке»
И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Один ребенок подпрыгивает на носочках, приседает, другой легко подталкивает его пальцами, как мяч. Потом дети меняются ролями.
5 упражнение – «Танцы на поляне»
И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Руки поставить на плечи соседа.  Раз – два, наклоны вправо, Три – четыре, влево. (3-4 раза)

«Красивая осанка - признак успешности»

Дорогие ребята! Помните!
·        Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
·        Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
·        Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
·        Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
·        Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
·        Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
·        Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
·        Осанку нарушает езда на велосипеде.
·        Осанку может исправить сон на жестком матраце.
·        Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Правила для поддержания правильной осанки.
ü Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
ü Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
ü При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
ü Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
ü Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
ü Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
ü Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
ü Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
                                                                                    


Комментариев нет:

Отправить комментарий